Программа развития МОУ Сосновской сош № 2

 

 

 

I. Информационная справка о школе.

 

1.1. Общая характеристика

 

         МОУ Сосновская сош № 2 была образована в 1990 году. Школа располагается в центре р./п. Сосновка, на улице Котовского 12.

МОУ Сосновская сош № 2 зарекомендовала себя как образовательное учреждение со стабильным уровнем знаний, определенным количеством медалистов, выпускаемых в каждом году, постоянным процентом выпускников, поступающих в высшие учебные заведения. На данный момент, по итогам диагностических контрольных работ, проводимых районным отделом образования, результаты обученности наших учащихся по многим предметам соответствуют средним показателям по району. В школе практически нет текучести кадров, здесь в течение многих лет работает стабильный педагогический коллектив (периодически пополняющийся молодежью), в котором большое внимание уделяется повышению профессионального мастерства педагогов, преемственности в обучении. В учебно-воспитательном процессе нашего образовательного учреждения сложилась своя система методической работы, дающая положительные результаты.

В Сосновской средней общеобразовательной школе № 2 работают 48 педагогов, из них 3 учителя имеют высшую квалификационную категорию, 23 учителя – I квалификационную категорию, 12 учителей – II квалификационную категорию, 3 учителя имеют звание «Отличник народного образования», 4 учителя – «Почетный работник общего образования», 3 учителя стали обладателями гранта «Соросовский учитель».

Благодаря стабильному уровню знаний учащихся школа пользуется заслуженным авторитетом у родителей. 251 ученик за последние 5 лет поступили в ВУЗы страны. Занятия проходят в две смены: в первую- 24 класса, во вторую – 3. Работает группа продленного дня.

На данный момент в школе обучается 590 учащихся, из них 234 ученика учатся на «4» и «5». Школа работает над проблемой «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе личностно- ориентированного подхода». В рамках решения этой проблемы учителя школы в системе проводят нетрадиционные уроки, обеспечивающие дифференцированный подход к каждому ученику, выявляют творческие способности каждого ребенка.

 

1.2. Режим работы.

 

Начальные классы (1-4). Начало занятий 830, уроки по 45 минут с 20-25 часовой нагрузкой в неделю. Окончание 4 урока в 1210, 6 урока – 1400. начало занятий второй смены – 1315, окончание пятого урока в 1705. В начальной школе в первых классах пятидневная рабочая неделя.

В основной и старшей школе режим шестидневной рабочей недели с 30-36 часовой учебной нагрузкой в неделю. Вторая половина дня – индивидуальные консультации для родителей и учащихся, факультативы, кружки, компьютерный клуб, общешкольные и внеклассные мероприятия.

 

1.3. Материально-техническая база.

 

Школа функционирует в одном трехэтажном здании постройки 1990 года, нуждающемся в капитальном ремонте крыши, приобретении мебели.

Школа располагает 30 учебными кабинетами, спортивным залом, спортивной площадкой, актовым залом, столовой, медицинским кабинетом, библиотекой с читальным залом, мастерской, психологическим кабинетом, пришкольным участком, компьютерным классом.

Для школы характерно активное участие его субъектов в организации деятельности воспитательной системы как компонента (подсистемы) педагогического процесса, в свою очередь понимаемого как синоним образовательного процесса. Воспитательная система органично переплетается с системой обучения.

 

1.4. Внеурочная воспитательная работа.

 

Основа воспитательной работы – коллективные творческие дела: День самоуправления, праздник последнего звонка, выпускной бал и многие другие. Традиционными стали предметные недели, которые проводятся в течение года и пользуются популярностью у учащихся, превращаясь в своеобразные праздники знаний. В школе работают 14 кружков различного направления:

·        Русский детский песенный фольклор.

·        Хоровой.

·        Юмористический театр.

·        Детская юморинка.

·        Умелые руки.

·        Наш край.

·        Изображаем, украшаем, строим.

·        Юный натуралист.

·        Драматический

·        Педагогика общения.

·        Введение в журналистику.

·        Радиолюбитель.

·        Путешествия в неизвестные страны.

·        Основы православной культуры.

Функционируют спортивные секции: волейбола, баскетбола, тенниса, футбола. На базе школьного спортивного зала проводятся районные спортивные мероприятия. Работает компьютерный клуб.

Серьезная целенаправленная работа проводится в школе по профилактике правонарушений среди детей и подростков. Активно работает в школе детская организация «Республика «Школьная»», Совет старшеклассников, которые анализируют каждый случай проявления грубости, хулиганства, пропуски занятий, привлекают родителей и представителей других организаций для чтений профилактических лекций и пропаганды здорового образа жизни. В результате снизилось количество правонарушений.

В нашем образовательном учреждении налажена взаимосвязь с родителями школьников, которые понимают значение приобретения детьми прочных знаний. Это является важным фактором организации педагогического процесса. Кроме того, мы сотрудничаем с Домом творчества, Домом  культуры, ДЮЦ, налажена связь с педагогическим училищем №2 г. Тамбова.

МОУ Сосновская сош № 2 – это образовательное учреждение, готовое дать необходимые знания и помочь развить и реализовать учащемуся свои способности, используя потенциал школы.

Школа для нас – это целенаправленная система, динамичная, развивающаяся во времени и пространстве, изменяющаяся; эта система способна к саморегуляции и самоорганизации, может за счет внутренних резервов изменять и совершенствовать свою структуру.

 

1.5. Контингент учащихся

 

В школе обучаются 590 учеников, из них 234 обучаются на «4» и «5».

102 учащихся школы из неполных семей, 4 ребенка из неблагополучных семей, дети без родителей, находящиеся под опекой родственников. Большую тревогу вызывают дети пьющих родителей. Несмотря на сложный контингент, школа стабильно из года в год даёт прочные знания и процент поступления в вузы.

Работа в школе направлена на развитие  творческих способностей детей. Одним из важнейших направлений в работе школы является не только обеспечение условий для получения образования, но и создание такой системы воспитания, которая позволила бы сделать более успешной социальную и профессиональную адаптацию выпускников в современном обществе. В решении этой проблемы мы  предполагаем сотрудничество не только с системой дополнительного образования посёлка, но и с среднеспециальными и  высшими учебными заведениями.

 

II. Проблемно-ориентированный анализ.

 

2.1. Необходимость создания новой модели «Базовая школа»

 

На современном этапе  развития общества образование оказывается главным и единственным социальным институтом, через который возможно формирование целостной, социально значимой личности.

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и в целом бытия огромных масс людей, именно образование позволяет осуществлять адаптацию к новым жизненным условиям, способно обогатить социальный опыт, закрепить в общественном сознании и практике новые социальные реалии и новые ориентиры общественного развития.

В связи с этим можно выделить ряд проблем, стоящих перед образованием:

1.     Несовершенство системы непрерывного образования в дошкольном и среднем звене.

2.     Знания и навыки, получаемые в системе муниципального образования, не в полной мере позволяют  сориентироваться выпускнику в выборе профессии.

В учебных программах всех ступеней образования акцент делается на усвоение фактического материала, и недостаточное внимание уделяется выработке навыков, необходимых для использования указанного материала в незнакомых обстоятельствах. В сложившихся условиях рыночной экономики перед образовательной системой стала задача: при организации учебно-воспитательного процесса сместить акценты в сторону профилизации школы и ориентирование выпускников на осознанный выбор профессии, пользующейся спросом на рынке труда.

Ведущей идеей модернизации муниципального образования, на наш взгляд, является жизненная необходимость социализации и профилизации учащихся, создание системы непрерывного образования, единство государственной политики в области подготовки кадров.

Успех преобразований возможен лишь в том случае, если в образовательном учреждении отлажена структура управления, так как управление – это система целенаправленных воздействий на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе трудовой деятельности.

Недостатки в образовательном учреждении объясняются в первую очередь недостатками в управлении образовательным учреждением, в структуре и содержании образования.

К недостатком в управлении образовательным учреждением относятся:

1.     Низкая мобильность управленческих воздействий на образовательный процесс в условиях, когда обновляется его содержание и меняется его организация.

2.     Ориентация внутришкольной педагогической системы на управление текущим  функционированием.

3.     Снижение творческой энергии и инициативы педагогических работников.

Главными недостатками в структуре образования являются существующие в настоящее время несогласованность между целями, содержанием, методами и формами учебно-воспитательного процесса в детском дошкольном образовательном учреждении, школе, средне-специальном и высшем учебном заведении, которые негативно отражаются не только на общем уровне образования школьника, но и на состоянии его здоровья, желании продолжать свое образование в будущем, на социальной адаптации и самоопределении школьника в жизни.

Отсутствие должной преемственности между системой дошкольного образования, в том числе  семейного, и школой, выливается в проблему «неподготовленности детей к школе». Можно рассматривать различные её стороны:

·        мотивационную готовность и наличие определённых познавательных интересов и запаса знаний, умений и навыков;

·        психологическую зрелость или готовность  к осуществлению перехода от игровых видов деятельности к познавательным;

·        волевую готовность или способность  осуществлять саморегуляцию собственного поведения в игровой и познавательной деятельности;

·        коммуникативную готовность, выражающуюся в умении общаться с взрослыми и сверстниками, выполняя с ними совместную деятельность и др.

Неподготовленность ребёнка в целом или по одному или нескольким перечисленным аспектам часто является причиной его неудач на первом этапе обучения в школе, и если процесс этого, так называемого «выравнивания», затягивается, то ребёнок уже на первом этапе своего обучения может быть отнесен к неуспевающим.

До сих пор в школьной практике содержательно и методически не решена проблема осуществления преемственности между начальной и средней школой  на стыке  IV-V классов по разным программам начальной школы; при переходе из основных школ в старшие классы:

·        несогласованность в содержании учебных программ между начальной и основной школой, основной и старшей школой;

·        слабо развивается методика преподавания, оставаясь практически одинаковой в V и IХ классах, основанной на вербальном способе передачи информации и работе под руководством учителя;

·        учащиеся старших классов  оказываются неподготовленными к самостоятельной работе с учебным  материалом и поэтому усваивают его поверхностно, лишь на репродуктивном уровне.

Преемственность между школой средне-специальными и высшими учебными заведениями практически отсутствует.

Качество усвоения учебного материала в старших классах падает из-за отсутствия дифференциации учебного процесса, в котором могли бы учитываться индивидуальные способности и особенности личности ученика. Наличие  многопредметности и слишком большого объема информации, необходимой для обязательного усвоения каждым школьником, усиливают перегрузки, затрудняют самоопределение, снижают мотивацию учеников средней школы. Вследствие  этого школьники  испытывают затруднения в выборе  способов продолжения образования и сферы своей  будущей трудовой деятельности, оказываются недостаточно теоретически подготовленными к тому, чтобы выдержать экзамен в конкретный ВУЗ и в последующем качественно усваивать вузовскую программу.

Всё это ведёт к недостаточной готовности учащихся к продолжению образования на каждой новой ступени. Она состоит:

·        в недостаточной мотивированности на продолжение образования;

·        в неопределенности относительно способа получения и содержания дальнейшего образования;

·        способ получения образования не связывается с реализацией общих жизненных планов школьников – ценностных ориентаций и сферы будущей трудовой деятельности;

·        учащимся недостает знаний и умений как специальных, так и общих для продолжения образования на его новой ступени;

·        учащиеся не готовы к выполнению более высоких требований, предъявляемых к ним новым уровнем образования, прежде всего в отношении их самостоятельности и т.д.

В результате образуется замкнутый круг. С одной стороны, учителя неудовлетворены слабой мотивацией школьников на получение образования. С другой – сама школа не создаёт для этого необходимых условий, так как недостаточно готовит учащихся к продолжению образования на каждой новой ступени. Опыт управления решением перечисленных проблем в школьной практике также отсутствует.

Апробация новой модели «Базовая школа» как одного из главных звеньев системы непрерывного образования, направленная на воспитание личности в современной социальной среде, призвана разрешить ряд проблем и устранить:

·        автономность дошкольного, школьного и вузовского образования и отсутствие  преемственности между ними на методологическом, концептуальном, содержательном и методическом уровнях;

·        неподготовленность детей и учащихся к продолжению образования на последующих ступенях образования, сложности адаптации к новым условиям обучения, затруднения  в осуществлении для себя оптимального выбора на каждой новой ступени обучения;

·        неудовлетворённость педагогических и научно-педагогических кадров существующими условиями реализации новых педагогических (в том числе и информационных) технологий в учебном процессе не позволяющими использовать в полной мере их образовательный потенциал,  несориентированность самой школы на потребности учащихся и их родителей;

·        отсутствие гибкой системы управления учебным заведением, работающим по принципу адаптивной модели школы-комплекса.

Нам представляется, что вышеприведённый, далеко не исчерпывающий перечень недостатков является достаточным обоснованием для доказательства необходимости создания и внедрения модели «Базовой школы».

Анализируя деятельность школы, мы можем выделить наиболее актуальные на данный момент проблемы:

·        несовершенство системы непрерывного образования учащихся, начиная с дошкольного возраста, основного, среднего, средне-специального и высшего образования;

·        формирование содержания образования на всех ступенях образовательного объединения, начиная с дошкольного учреждения и заканчивая старшим звеном, где планируется профильная дифференциация на основе требований социального заказа;

·        расширение сферы сотрудничества с вузами, что позволит повысить  уровень конкурентоспособности выпускников школы среди абитуриентов;

·        кадровое обеспечение деятельности «Базовой школы»;

·        преемственность обучения на всех ступенях «Базовой школы».

 

2.2. Условия для функционирования Базовой школы.

 

В близком расположении от средней школы № 2 находятся 3 детских дошкольных заведения: ДДОУ №1, 2, 5; налажена транспортная доставка учащихся следующих школ: Н-Грязновской основной общеобразовательной школы, В-Грязновской основной общеобразовательной школы, Космачёвской основной общеобразовательной школы, Вирятинской основной общеобразовательной школы.

         Совместная деятельность вышеуказанных учреждений позволяет:

·        создать систему непрерывного обучения детей, начиная с дошкольного возраста и используя единую для образования методическую службу, на этой основе  повысить качество знаний и уровень воспитанности детей;

·        организовать диагностику готовности ребёнка к школе предпрофильного обучения  8-9 классов своей школы и близлежащих  основных школ для соответствующей корректировки элективных  курсов;

·        реализовать на основе диагностики личностно-ориентированный подход в образовании детей, начиная с дошкольного возраста;

·        создать систему непрерывного образования на основе тесной взаимосвязи педагогов дошкольного, школьного, среднеспециального и высшего образования, что позволит сориентировать ребёнка уже в школе на осознанный выбор профессии;

·        организовать консалтинговый сервис по оказанию методической, педагогической и психологической помощи педагогам территориального объединения школ.

 

Базовая школа – это единое культурно-образовательное учреждение со структурными подразделениями и налаженными связями с ССУЗами и ВУЗами региона, здравоохранением, учреждениями дополнительного образования призванное решить проблему адаптации учащихся на всех ступенях обучения.


 

Модель «Базовая школа»

 

 



 

Достоинства данной модели:

·        не требуется основательного изменения организационных, методических и технологических основ учебного процесса;

·        сокращаются управленческие расходы и затраты на организацию профильных классов;

·        обеспечивается преемственность.

Условия осуществления данной программы можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние условия:

·        необходимость формирования высоконравственной, интеллектуально-развитой, образованной, творческой личности выпускника, способной адаптироваться в окружающем социуме, в условиях рыночной экономики;

·        назревшая в обществе потребность создания системы непрерывного образования подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста, обеспечивающей развитие личности ребёнка на основе преемственности всех ступеней образования;

·        имеющиеся в школе  наработки в области сотрудничества с детскими садами и средне-специальными учебными заведениями;

·        необходимость обеспечения социализации выпускника через формирование ответственности  за собственное  благосостояние и освоение навыков и умений в области социальных отношений.

 

Внутренние условия:

·        достаточно высокий кадровый потенциал средней школы, что позволяет обосновать программу  перехода школы из режима функционирования в режим развития;

·        имеющаяся в школе научно-методическая основа для создания системы  непрерывного образования;

·        наличие необходимой материально-технической базы;

·        результаты профильной диагностики проведённой по разным возрастным группам;

·        открытие классов, которые посещают учащиеся ООШ;

·        открытие в школе подготовительных групп, в которых работают педагоги средне-специальных  и высших учебных заведений.

Таким образом, перечисленные  нами внешние и внутренние условия позволяют обосновать программу развития Базовой школы.

 

III. Концепция развития Базовой школы (БШ)

Задачи:

1)     создание непрерывной системы образования «дошкольное учреждение → школа →средне-специальные и высшие учебные заведения»;

2)     освоение учащимися системы знаний, приёмов самостоятельной деятельности, основ грамотности на уровне государственных стандартов;

3)     развитие ученического и родительского, педагогического и административного самоуправления через формирование Управленческого совета, Попечительского совета, родительских комитетов;

4)     осуществление предпрофильного и профильного образования с учетом интересов и способностей учащихся средней и старшей ступени обучения;

5)     развитие эмоциональной сферы, общительности, формирование навыков, а в более старшем возрасте и стереотипа поведения воспитанного человека;

6)     обеспечение допрофессиональной подготовки учащихся с учётом их способностей и социального заказа общества;

7)     стремление приблизить учащихся, завершающих цикл обучения, к «модели выпускника» как человека образованного, творческого, с высокими моральными и гражданскими принципами, способного быстро  реализовать свои знания для дальнейшей учёбы и трудовой деятельности;

8)     выявление культурно-образовательных, материально-технических ресурсов социальных партнеров;

9)     разработка и заключение договоров с учреждениями и организациями, изъявившими желание сотрудничать с БШ;

10) повышение воспитательных возможностей семьи, противодействие  негативным социальным явлениям.

 

В Базовой школе функционируют четыре ступени образования.

 

3.1. Нулевая ступень – дошкольные образовательные учреждения.

Задачи нулевой ступени:

·        организация на базе школы сотрудничество и оказание методической, педагогической и психологической помощи в подготовительных группах, в работе над развитием речи, над общим развитием личности,  над  культурой общения, над развитием творческого воображения и т.д.

·        вовлечение детей дошкольного возраста в начальное звено системы  непрерывного воспитания и образования;

·        проведение мониторинга психического, физического, интеллектуального развития детей при поступлении ребёнка в школу;

·        формирование коммуникативных навыков и культуры поведения у дошкольников;

·        проведение работы по адаптации детей при переходе из детского сада к обучению в начальной школе.

 

3.2. Первая ступень – начальная школа.

Задачи первой ступени:

·        формирование положительной мотивации к обучению через создание психолого-педагогической службы (ППС);

·        развитие общих способностей детей и их диагностика творческого потенциала ребёнка через диагностическую службу школы;

·        формирование знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями образовательных программ;

·        дальнейшее выявление и развитие творческих способностей, формирование целостного восприятия окружающего мира через вовлечение детей во внеклассную деятельность школы и системы дополнительного образования;

·        продолжение деятельности по психологической адаптации младших школьников к учебному процессу в начальной школе и при переходе в 5-е классы среднего звена через диагностическую и психолого-педагогическую службы школы;

·        формирование личности школьника, ориентированной на высокие нравственные качества.

Типы классов в начальной школе – общеобразовательные.

 

3.3. Вторая ступень – основная школа.

Задачи второй ступени:

·        организация методического и педагогического сотрудничества с педагогами основных школ через ММО;

·        повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей детей, их диагностика;

·        развитие творческих способностей детей, на основе сотрудничества с Домом творчества, Домом культуры, детским юношеским центром, музыкальной школой;

·        продолжение работы по формированию коммуникативных и рефлексивных навыков;

·        продолжение работы по воспитанию учащихся и по формированию творческой личности школьника с высокими нравственными качествами;

·        осуществление дальнейшего мониторинга психического, физического интеллектуального развития и творческих способностей учащихся;

·        организация предпрофильной подготовки учащихся школ, близлежащих основных общеобразовательных школ (7-9 классов) на основе введения элективных курсов.

Типы классов в основной школе: общеобразовательные с введением элективных курсов по различным образовательным областям (точные, гуманитарные, естественные, общественные науки), с целью развития интереса к знаниям.


 

3.4. Третья ступень – старшие (10-11) классы.

Задачи третьей ступени:

·        освоение учащимися теоретических областей наук и их практических применений;

·        овладение навыками научно-исследовательской работы через использование проектных технологий в учебном процессе;

·        овладение основами профессиональных знаний через введение профильных классов;

·        формирование личности, способной осознанно оценивать  свои физические способности, возможности при выборе профессии.

·        заключение договоров о совместной деятельности с средне-специальными и высшими учебными заведениям.

 

3.5. Информационно-ресурсная методическая служба (ИМРС)

Задачи:

·        обеспечение персонала и учащихся школы через систему Интернет современной информацией в области науки, культуры, образования;

·        применение технических средств в учебно-методической работе с педколлективом;

·        дальнейшее оснащение школы ТСО, повышение результативности их использования на уроках и во внеклассной работе.

База ИМРС: компьютерный класс, технические средства обучения, школьная, районная библиотеки, архив

 

3.6. Психолого-педагогическая служба (ППС).

Задачи:

·        оказание психологической помощи учащимся, их родителям, педагогам, а также различным категориям населения поселка;

·        выявление творческих способностей учащихся и их дальнейшее развитие на основе сотрудничества с системой дополнительного образования;

·        формирование личности учащегося, способной адаптироваться в постоянно меняющихся социальных и экономических условиях.

 

3.7. Учебный план.

 

         Учебный план БШ должен быть ориентировать на требования государственного стандарта и состоять из предметов базисного и вариативного компонентов с учетом перспектив и особенностей развития базовой школы.

Базисный компонент включает в себя учебные дисциплины, позволяющие заложить фундамент знаний по основным предметам, обеспечить уровень, соответствующий государственному стандарту. План должен предусматривать сбалансированность между циклами предметов, отдельными предметами и предметами по выбору учащихся, а также преемственность между детскими дошкольными образовательными учреждениями, ступенями и классами в процессе обучения.

         Вариативный компонент плана предоставит учащимся возможность расширения и углубления знаний в соответствии с их интересами и способностями за счет факультативных и элективных курсов, индивидуальных занятий, как с одаренными детьми, так и со слабоуспевающими.

         В начальной школе основной стратегической линией становится развивающее обучение, которое позволит добиться становление личности младшего школьника, раскрыть его индивидуальные способности на основе личностно-ориентированного подхода.

         На средней ступени планируется дальнейшее совершенствование системы элективных курсов и развитие совместной деятельности с педучилищем № 2 г. Тамбова на основе создания педагогического класса. Педагогический класс сформирован из учащихся 8 классов по результатам мониторинга психолого-педагогической службы школы.

В старших классах планируется совершенствование профильной дифференциации на основе требований социального заказа (гуманитарные, математические, общеобразовательные классы).

Учебный план предусматривает необходимое кадровое, методическое, материально-техническое обеспечение и будет способствовать гуманизации учебно-воспитательного процесса, даст возможность развития творческого потенциала личности и удовлетворения образовательных запросов и познавательных интересов школьников и их родителей.

 

учебныЙ план (НЕДЕЛЬНЫЙ)

Сосновской сош № 2

Начальное общее образование

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

           

 

Русский язык

5

6

6

6

23

Литературное чтение

4

4

3

3

14

Иностранный язык (английский)

0

2

2

2

6

Математика

4

5

5

5

19

Окружающий мир (человек, природа, общество)

2

2

2

2

8

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

2

8

Технология (Труд)

1

1

2

2

6

Физическая культура

2

2

2

2

8

Основы православной культуры

 

1

1

1

3

 

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

(20)

25

25

25

95

учебныЙ план (НЕДЕЛЬНЫЙ)

Сосновской сош № 2

основное общее образование

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

             

 

Русский язык

6

6

5

4

4

25

Литература

4

2

3

2

3

14

Иностранный язык

4

3

3

3

3

16

Математика

6

6

6

6

6

30

Информатика

0

0

0

1

2

3

История

3

3

3

2

2

13

Обществознание (включая экономику и право)

0

1

1

1

1

4

География

0

3

2

2

2

9

Природоведение

2

0

0

0

0

2

Физика

0

0

2

2

3

7

Химия

0

0

0

3

2

5

Биология

0

2

2

2

2

8

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

1

1

8

Технология

2

2

2

1

0

7

Основы безопасности жизнедеятельности

0

0

0

1

0

1

Физическая культура

2

2

2

2

2

10

Экология

 

 

1

1

1

3

Элективные курсы

 

 

 

1

1

2

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

31

32

34

35

35

167

 


 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Сосновской сош № 2

для среднего (полного) общего образования

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

 

 

 

 

 

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ

 

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

 

 

 

 

 

Учебные предметы

Количество часов за два года обучения (*)

 

 

Базовый уровень

 

 

Русский язык

140 ( 2 / 2 )

 

 

Литература

210 ( 3 / 3 )

 

 

Иностранный язык

210 ( 3 / 3 )

 

 

Математика

350 ( 5 / 5)

 

 

История

140 ( 2 / 2 )

 

 

Обществознание (включая экономику и право)

140 ( 2 / 2 )

 

 

Экология

210 ( 3 / 3 )

 

 

Физическая культура

140 ( 2 / 2 )

 

         

 

 

 

 

 

 

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

 

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях

 

 

 

 

 

Учебные предметы

Количество часов за два года обучения (*)

 

Базовый уровень

Профильный уровень

 

Русский язык

210 ( 3 / 3 )

 

Литература

350 ( 5 / 5 )

 

Иностранный язык

420 ( 6 / 6 )

 

Математика

420 ( 6 / 6 )

 

История

280 ( 4 / 4 )

 

Физическая культура

280 ( 4 / 4 )

 

Обществознание (**)

  70 ( 1 / 1 )

210 ( 3 / 3 )

 

Экономика

  35 ( 0,5 / 0,5 )

140 ( 2 / 2 )

 

Право

  35 ( 0,5 / 0,5 )

140 ( 2 / 2 )

 

География

  70 ( 1 / 1 )

210 ( 3 / 3 )

 

Физика

280 ( 4 / 4)

350 ( 5 / 5 )

 

Химия

  140 ( 2 / 2)

210 ( 3 / 3 )

 

Биология

  140 ( 2 / 2)

210 ( 3 / 3 )

 

Информатика

  70 ( 1 / 1 )

280 ( 4 / 4 )

 

Искусство (МХК)

  70 ( 1 / 1 )

210 ( 3 / 3 )

 

Технология

  70 ( 1 / 1 )

280 ( 4 / 4 )

 

ОБЖ

  35 ( 1 / – )

140 ( 2 / 2 )

 

 

 

 

 

ИТОГО:

до 2520 ( 36 / 36 )

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе:

2520 ( 36 / 36 )

 


(*)   – в скобках расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю: (X класс / XI класс).

(**) – в этом варианте учебный предмет «Обществознание» изучается без разделов «Экономика» и «Право».

 

3.8. Организация учебно-воспитательного процесса.

 

         Учебно-воспитательный процесс БШ строиться в рамках шестидневной рабочей недели.

         В расписании в соответствии с санитарно - гигиеническими требованиями планируется поочередность сложных предметов с уроками эмоциональной и физической нагрузки. В середине учебного дня – большие перемены для организации питания.

         Особенности организации учебно–воспитательного процесса в БШ определяются теми задачами образования и развития, которые он призван решать. Решая задачу личностно-ориентированного подхода, мы пришли к выводу о необходимости внесения ряда изменений в организацию учебно-воспитательного процесса, а именно:

·        осуществить постепенный переход к личностно – ориентированному подходу в обучении, в основе которого – диагностика уровней здоровья, интеллектуального развития, обученности каждого школьника;

·        совершенствование внутренней дифференциации на основе диагностики;

·        разработать и внедрить в практику работы БШ систему педагогического, психологического, медицинского мониторинга с систематическим проведением контрольных срезов на протяжении всех лет обучения каждого ребенка;

·        создать постоянно действующую систему психолого-педагогической помощи учащимся и взрослым БШ, объединяющую психологов, логопедов, социальных работников;

·        продолжить совместную деятельность с государственным педагогическим училищем № 2 г. Тамбова, организовать сотрудничество с другими средне-специальными и высшими учебными заведениями;

·        продолжить совместную работу педагогов начальной школы и воспитателей детских садов, педагогов средней школы и основных близлежащих школ, педагогами базовой школы и преподавателями средне-специальных и высших учебных заведений в целях решения пропедевтических задач обучения, формирования навыков культурного поведения, приобщения детей дошкольного возраста к знаниям, а также ликвидации психологического прессинга при переходе детей из дошкольного учреждения в первый класс, из основной школы в среднюю, из средней школы – в ССУЗы и ВУЗы;

·        определить комплекс мер по формированию у учащихся ценностей здорового образа жизни;

·        расширить возможности социализации учащихся и осуществить преемственность между общим и профессиональным образованием.

В воспитательной работе школы обеспечивается тесная связь трех факторов – семьи, школы и общества.

Гуманистический характер образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности. В рамках решения этой проблемы в школе организован кружок «Основы православной культуры».

Восстановление чувства национального достоинства русского человека – одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы. С этой целью организован кружок «Русский детский песенный фольклор», в работе которого широко используется национальный песенный материал. Через русскую национальную, обрядовую музыку открывается и постигается эмоциональность, мудрость и глубина русской нации.

Воспитательный процесс будет более эффективным при активном вовлечении родителей в жизнедеятельность школы через работу Попечительского совета и родительских комитетов.

Муниципальное образование, ставшее вариативным по содержанию, многообразным по организационным формам и типам учреждений требует привлечения родительской общественности, общественных организаций, администрации района в решении школьных проблем. Более важную роль начинает играть социальное партнёрство, которое понимается как баланс интересов, достигаемый сторонами социального взаимодействия на основе сотрудничества.

Социальное партнёрство – это инструмент, с помощью которого представители различных групп населения сотрудничают в образовательной деятельности школы. Принципы, на которых основано социальное партнёрство:

·        добровольность признания партнёрами друг друга в качестве участников общественных отношений;

·        обоюдная ответственность за общее дело, обязательное выполнение своих обязательств в соответствии с достигнутыми договорённостями;

·        равноправие участников при выборе средств для достижения общей цели.

МОУ Сосновская сош № 2 является открытой социально-педагогической системой в поселке. Она не только успешно взаимодействует с социумом, осваивая его, становясь мощным средством социализации выпускников в современном обществе, но и осуществляет активное социальное партнерство в рамках сотрудничества.

К наиболее важным социальным партнерам школы можно отнести:

·        администрацию Сосновского района, являющуюся учредителем школы (проведение совместных мероприятий по благоустройству поселка; совместные заседания комиссии по делам несовершеннолетних, рейды в семьи группы риска, дежурство на дискотеках в Доме культуры; оказание методической помощи отделом образования);

·        СХПК им. Вильямса, ООО «Елена», СХПК «Сосновский», ОАО «МПМК-2» (трудоустройство старшеклассников в летний период; оказание материальной помощи; выделение продуктов питания для школьной столовой; обеспечение транспортом);

·        центральную районную больницу (осуществляет контроль за сохранением здоровья обучающихся (воспитанников) школы и всего населения, организует просвещение родителей и детей по медицинским вопросам, приглашение специалистов с целью проведения бесед по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения);

·        Дом культуры (организует активный культурный досуг всего населения, в том числе и воспитанников школы; проводит совместно со школой мероприятия по различным направлениям);

·        Крестовоздвиженская церковь (в рамках кружка «Основы православной культуры» осуществляются экскурсии в церковь для знакомства с иконописью, архитектурой. Воспитанники школы часто посещают церковь в воскресные дни. Церковь оказывает школе помощь в организации экскурсий по святым местам);

·        Дом детского творчества (проведение совместных мероприятий по различным направлениям на основе договора о совместной деятельности; участие в кружковой работе; организация мероприятий во время летнего отдыха детей);

·        Детский юношеский центр (проведение совместных спортивных мероприятий);

·        библиотеку (организация книжных и творческих выставок; проведение совместных культурно-просветительских мероприятий, организация библиотечных уроков);

·        районный отдел внутренних дел (профилактика правонарушений; взаимодействие с ИДН; участковым инспектором);

·        педагогическое училище № 2 г. Тамбова (организация педагогического класса; методическая помощь);

·        Сосновский райпотребсоюз (работа школьного буфета, поставка продуктов для столовой, материальная помощь);

·        частного предпринимателя г. Тамбова Каравичева Алексея (организация компьютерного клуба; техническое обслуживание компьютеров; программное обеспечение).

 

3.9. Структура управления образовательной системой

 

Директор школы координирует и направляет работу школьного коллектива по всем направлениям его деятельности и несет ответственность за ее состояние и результаты, обеспечивает развитие школы на основе принятой программы развития.

         Межшкольные методические объединения (ММО) являются структурными подразделениями методической службы БШ и объединяют учителей определенной образовательной области на уровнях ДДОУ, начальной школы, СОШ. МО ведут методическую работу по апробации новых учебников, разрабатывают элективные курсы по предметам, организуют внеклассную деятельность учащихся, в своей работе, подотчетны педагогическому совету.

         Творческая группа преподавателей по обеспечению интеграции основного и дополнительного образования. Руководитель группы разрабатывает программу действий и устанавливает сроки выполнения задания, представляет результаты деятельности на научно-методических семинарах, педчтениях; отчитывается перед методическим советом о результатах работы над заданием, темой, проблемой.

         Психолого-педагогическая служба, социальный педагог БШ:

·        проводят работу, направленную на обеспечение психического здоровья и развитие личности детей и подростков;

·        проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе на следующую ступень обучения, а также исследования по плану научно-методической работы методического совета;

·        оказывает методическую и психологическую помощь учителям в планировании и разработке программ учебной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных особенностей личности ребенка;

·        проводит психолого-педагогические семинары для учителей и классных руководителей; выполняет профориентационную и профконсультационную работу, способствующую осознанному выбору учениками образовательного профиля с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей;

·        проводит работу с подростками, способствующую развитию у них готовности к адекватной ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального определения; консультирует руководителей и сотрудников школы по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологического инструментария.

Непосредственные помощники и исполнители управленческих решений директора- заместители по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог и школьная медсестра.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе координирует деятельность классных руководителей и учителей-предметников, управляет системой предпрофильного обучения, анализирует эффективность использования личностно-ориентированных возможностей учебных предметов; организует социальную адаптацию через ученическое самоуправление; разрабатывает содержание, формы и методы профилизации в учебном процессе; анализирует учебные программы в целях выявления профориентационных возможностей.

         Заместитель директора по воспитательной работе и социальный педагог координируют работу БШ и учреждений культуры, здравоохранения, детских воспитательных учреждений, общественности и родителей; внедряют в практику работы педколлектива передовой опыт воспитательной работы во внеурочное время; оценивают эффективность, содержание, формы и методы воспитательной работы.

         Психолог разрабатывает и реализует целостную систему диагностики и консультирования с целью изучения адаптации детей в начальной школе, в среднем звене и старшем звене, выявления их творческих способностей, изучения мотивов выбора профиля.

         Классный руководитель:

·        организует и координирует работу всех учителей – предметников по изучению, формированию и воспитанию личности школьника;

·        изучает различными методиками личностные особенности, профессиональные интересы, способности и намерения каждого ученика; полученную информацию вместе со школьным психологом систематизирует, анализирует и фиксирует в «портфолио» ученика;

·        вовлекает учеников, согласно их интересам и способностям, в различные внеклассные и внешкольные мероприятия;

·        уточняет семейные условия каждого ученика и выясняет мнение родителей о выборе профессии их ребенком;

·        формирует у школьников представления о своих возможностях и особенностях;

·        совместно с психологом и медработником дает рекомендации по выбору профиля.

         Каждый учитель-предметник:

·        развивает и формирует психические, психологические и моральные качества, убеждения и мировоззрение учащихся;

·        изучает школьников и консультирует их по вопросам предпрофильной подготовки, выявляет интересы учащихся к определенным учебным предметам, дает рекомендации с целью развития этих интересов;

·        привлекает к занятиям учеников в предметных, художественных и технических кружках и факультативах для развития их интересов и склонностей;

·        проводит индивидуальные беседы, в которых выясняет проблемы, волнующие учеников, помогает советами;

·        помогает учащимся выбирать профессию или учебное заведение для продолжения образования.

         Сущность организации управления заключается в установлении связей и взаимоотношений между всеми элементами системы управления, которые обеспечивали бы достижение поставленных целей.

 

3.10. Критерии эффективности развития.

 

1. Группа критериев, позволяющих проводить анализ собственного опыта развития, направленная на изучение результативности перехода в статус БШ:

·        наличие программы перехода в режим развития с проработанными целями и задачами каждого этапа;

·        уровень научной обоснованности и разработанности перспективного учебного плана, органично сочетающего общеобразовательную и предпрофессиональную подготовку;

·        уровень разработанности научно-методического обеспечения (программы, методические рекомендации, дидактические материалы) и его соответствие целям и задачам преобразования;

·        характер взаимодействия управленческих структур со всеми субъектами педагогического процесса;

·        уровень кадрового и финансово-экономического обеспечения образовательной системы, соответствующей требованиям перехода в статус БШ;

·        профессиональная готовность коллектива к работе в новом режиме: потребность постоянного обновления методического инструментария, стремление к поиску знаний, новых решений педагогических целей и задач; потребность в обновлении содержания образования.

2. Группа критериев, направленных на оценку результативности педагогического процесса, который функционирует в условиях БШ:

·        адекватность системы диагностических средств, направленных на определение уровня развития интересов, склонностей, учебных возможностей, самоопределения школьников реальному уровню личностного развития;

·        уровень обученности, адаптации и воспитанности учащихся;

·        уровень развития творческих возможностей учащихся;

·        уровень сформированности ценностных установок и ориентации на основе нравственных идеалов;

·        уровень сформированности умений оценки явлений и процессов окружающей жизни, самооценки, собственных убеждений и поступков школьниками.

3. Для оценки эффективности профильной ориентации используются следующие критерии:

·        информированность учащегося, знание им содержания и условий избранного профиля, учебных заведений, где можно продолжить свое образование, сформированность устойчивого интереса к выбранному профилю с последующей ориентацией на выбор профессии;

·        реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности);

·        число поступивших в колледжи, вузы и университеты; удовлетворенность выбранной профессией.

         Знание показателей уровня способностей и самоопределения  даст выявить индивидуальные особенности учащихся, корректировать деятельность ученика в плане выбора профессии, подготовить обоснованные рекомендации по совершенствованию тех качеств личности, которые необходимы в той или иной профессиональной деятельности.

 

IV. Этапы реализации программы.

 

Переход школы к Базовой школе будет осуществляться постепенно, на основе уже имеющихся в режиме функционирования наработок школы, путём поэтапного внедрения преобразований и переход  в режим развития. Весь переходный период планируется на 5 лет и будет подразделяться на три этапа:

 

1 этап (подготовительный) 2003-2005гг.

Разработка программы развития школы, создание условий, необходимых для обеспечения разработки и внедрения программы развития.

 

2 этап (основной) 2006- 2008 гг.

Создание структуры Базовой школы, внедрение новой системы управления, изучение и внедрение новых педагогических технологий, мониторинг образовательного и воспитательного процессов.

 

3 этап (завершающий) 2009-2010гг.

Подведение итогов, обобщение опыта работы «Базовой школы».

Более детально основные направления преобразований и способы реализации на каждом этапе, сведены в следующую таблицу:

 

Таблица

Этап

Направления преобразований

Способы реализации

1

1.Разработка программы развития школы.

1.     Диагностика состояния учебно-воспитательного процесса, выявление его сильных и слабых сторон.

2.     Анализ соц.заказа школе (анкетирование родителей, учащихся, учителей, выявление требований социума и т.д.)

3.     Выявление противоречий между требованиями соц.заказа и результатами учебно-воспитательного процесса в школе, т.е.выявление проблемы.

4.     Постановка цели и её конкретизация в  формулировании задач эксперимента.

5.     Разработка концепции Базовой школы, обоснование её актуальности, прогнозирование ожидаемых результатов.

6.     Определение сроков апробации модели, критериев, методов оценки промежуточных и конечных результатов.

7.     Разработка плана поэтапного перехода школы из режима функционирования в режим развития.

 

2.Создание условий, необходимых для разработки и освоения программы развития.

1.     Обеспечение материально-технической базы школы (приобретение ТСО, мебели, оборудования, переоборудование спорт. залов, ремонт помещений).

2.     Работа с кадрами (плановое обучение пед. коллектива методике  работы в режиме развития, подготовки и проведения эксперимента, создание благоприятного для этой работы морально-психологического климата).

3.     Научно-методическое обеспечение перехода школы в режим развития (разработка и приобретение текстов новых программ, технологий, методик, тестов, анкет, дидактических материалов и др.)

2

1.Формирование содержания деятельности Базовой школы.

1.     Распределение функциональных обязанностей между всеми субъектами новой системы управления.

2.     Отработка механизма управления на всех уровнях сформированной структуры.

3.     Создание системы непрерывного образования и воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.

4.     Ликвидация перегрузок учащихся за счет процесса интегрирования и сокращения количества часов по ряду учебных курсов.

5.     Переход к личностно-ориентированному подходу в учебно-воспитательном процессе, в основе которого диагностика уровней здоровья, интеллектуального развития, обученности и воспитанности каждого ребёнка.

6.     Дальнейшее совершенствование профильной дифференциации на 4  ступени обучения.

7.     Создание постоянно действующей системы социально-психологической помощи учащимся и их родителям.

8.     Дальнейшее совершенствование  преемственности в обучении и воспитании детей, преодоление психологического прессинга при переходе детей с одной ступени образования на другую.

 

2.Внедрение новых педагогических технологий

1.     Разработка всеми учителями с помощью психологов  психосберегающих технологий.

2.     Внедрение психосберегающих технологий в практику работы Базовой школы.

 

3.Мониторинг образовательных и оздоровительных процессов в Базовой школе.

Создание системы отслеживания инновационных процессов во всех структурных подразделениях образ. комплекса, разработка методик педагогического, психологического, медицинского мониторинга и внедрение их в практику работы Базовой школы.

 

4.Укрепление материально-технической базы

Обеспечение полноценной деятельности всех участников образовательного процесса.

3

Подведение итогов работы Базовой школы.

Анализ деятельности, обобщение и распространение положительного опыта работы школы в режиме развития.

 

Предполагаемые результаты.

 

При условии успешного решения поставленных перед коллективом Базовой школы задач предполагается получение следующих результатов:

·        создание филиалов Базовой школы;

·        значительное уменьшение или ликвидация  вообще психологического  прессинга у детей при преодолении таких ступеней, как «дошкольное учреждение→школа», «4→5 класс», «ООШ→СОШ», «школа→вуз» и стабилизация на этой основе уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени на другую;

·        расширение познавательного кругозора, общей эрудиции, повышение  культурного уровня, как учащихся, так и педагогов;

·        более эффективное и широкое использование ТСО в образовательном процессе и его поэтапная компьютеризация;

·        повышение конкурентоспособности выпускников Базовой школы при поступлении в ВУЗ и ССУЗ;

·        улучшение взаимодействия семьи и школы, повышение ответственности родителей за воспитание детей;

·        осуществление более осознанно профильного выбора, самоопределения выпускников школы с преобладающей ориентацией на социальный заказ;

·        улучшение качества подготовки и адаптации дошкольников к учебе в начальной школе;

·        улучшение материально-технического обеспечения процессов оздоровления и образования при совместном использовании материально-технической базы всех учреждений, сотрудничающих с Базовой школой;

·        более активное вовлечение в социальное партнерство здравоохранения, учреждений дополнительного образования, общественных организаций;

·        расширение контактов ССУЗами и ВУЗами области;

·        улучшение общего психического состояния детей, снижение уровня тревожности как результат  целенаправленной работы  педколлектива под руководством психологов на основе  психосберегающих технологий;

·        повышение качества знаний и уровня воспитанности;

·        повышение рейтинга Базовой школы среди жителей района.

 

 

Авторы – разработчики программы:

 

Подкуйко А.М. – директор МОУ Сосновской сош №2

Пономарева Е.А. – методист ИМЦ

Дмитриева Н.Е. – учитель русского языка и литературы Сосновской сош № 2

Научный консультант: Клемешова И.В. – кандидат психологических наук., доцент, зав. кафедрой управления развитием образовательных систем ТОИПКРО.

 

Директор школы         А.М. Подкуйко

в начало